Навигация по сайту
Воздухоохранная деятельность

Основные направления реализации изменений системы нормирования выбросов загрязняющих веществ в практической деятельности по охране атмосферного воздуха

Автор: Двинянина Ольга Викторовна, к.т.н., начальник отдела методических основ нормирования  и установления технологических нормативов выбросов, АО «НИИ Атмосфера»

Аннотация

В статье рассмотрены отдельные положения принятого 21 июля 2014 года Федерального закона № 219-ФЗ, касающиеся изменений системы государственного регулирования в сфере нормирования выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух в части: разделения предприятий на категории по степени воздействия на окружающую среду; применения наилучших доступных технологий; контроля выбросов автоматическими средствами измерения; установления перечня ЗВ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования; новых требований при разработке и утверждении методик расчета выбросов ЗВ.

В принятом 21.07.2014 г.  Федеральном законе № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 219-ФЗ) обозначены основные направления совершенствования системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды. Значительная часть этих изменений  касается вопросов совершенствования системы нормирования выбросов ЗВ в атмосферный воздух.

  1. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Прежде всего планируется разделить предприятия на категории по степени воздействия на окружающую среду. Федеральным законом № 219-ФЗ  в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»  дополнительно вводится статья  4.2 – «Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду». В соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», в зависимости от уровня такого воздействия (значительное, умеренное, незначительно, минимальное) предприятия подразделяются на четыре категории.

В отношении разных категорий объектов законодатель устанавливает разные требования, которые вводятся в действие поэтапно. Предприятия, оказывающие при осуществлении хозяйственной деятельности значительное негативное воздействие на окружающую среду (объекты I категории), с 01 января 2019 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение. В таком разрешении, кроме расчетов нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), должны содержаться технологические нормативы выбросов (ТНВ), рассчитанные с учетом наилучших доступных технологий (НДТ). Нормативы ПДВ по-прежнему будут  определяться расчетным путем на основе предельно допустимых концентраций (ПДК)  с учетом фонового загрязнения атмосферного воздуха. Требование о необходимости проведения таких расчетов сохраняется для действующих объектов II категории, а также для проектируемых объектов I и II категории.

Для объектов III  и IV категории не будут устанавливаться нормативы ПДВ, но предприятия      III категории будут представлять в уведомительном порядке отчетность о выбросах ЗВ.

  1. Наилучшие доступные технологии. Технологические нормативы выбросов.

Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р утвержден «Перечень областей применения наилучших доступных технологий», постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 № 1458 установлен порядок определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям. Согласно указанному Постановлению Правительству РФ справочники разрабатываются в качестве документов национальной системы стандартизации. И, наконец, в п. 1 ст. 29 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в качестве обязательных для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности вводятся технологические показатели наилучших доступных технологий, которые устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Распоряжением правительства № 2178-р от 31 октября 2014 г. (с изменениями от 07 июля 2016 г.) утвержден поэтапный график создания в 2015 -2017 годах справочников наилучших доступных технологий.  В 2015 году разработаны  и  утверждены  приказами  Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) первые 10 Справочников НДТ. Информация об утверждении и текст справочников размещены на официальном сайте Росстандарта.

На основе технологических показателей, приведенных в информационно-технических  справочниках НДТ, будут определены ТНВ для конкретных предприятий соответствующей отрасли. В случае использования  на предприятии устаревших технологий, ТНВ на таком предприятии  будут жестче  установленных ранее ПДВ, и для получения комплексного экологического разрешения предприятию необходимо будет разработать программу повышения экологической эффективности.

  1. Контроль посредством автоматических средств измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ.

С 1 января 2018 года отдельные источники на ряде объектов I категории, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).  К настоящему времени на основании критериев отнесения объектов к объектам I категории, установленных постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, перечня ЗВ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р,  и данных о наличии аппаратуры (газоанализаторов), способных в автоматическом режиме контролировать концентрации ЗВ и параметры газовоздушной смеси, разработан  проект постановления Правительства РФ «О перечне стационарных источников и перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих контролю посредством автоматических средств измерения». Подготовлен проект приказа Минприроды РФ «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к  I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы ЗВ в Российской Федерации составляет не менее, чем 60%», в который включено 300 объектов, среди которых имеется несколько цементных заводов. На источниках именно этих предприятий с 1 января 2018 года должны быть установлены автоматическими средствами непрерывного контроля выбросов загрязняющих веществ.

  1. Загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны атмосферного воздуха.

Федеральным законом № 219-ФЗ в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» вводится  дополнительная статья 4.1 – «Загрязняющие вещества».  Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, установлен Распоряжением Правительства Российской федерации от  8 июля 2015 г. № 1316-р. Однако область его применения будет определена в нормативно-правовых актах по нормированию негативного воздействия на окружающую среду, плате за негативное воздействие, государственному экологическому надзору и производственному экологическому контролю, реализующих 219-ФЗ, проекты которых в настоящее время разрабатываются.

В дальнейшем предполагается нормировать выбросы твердых частиц диаметром менее 10 мкм (РМ10) и менее 2,5 мкм (РМ2,5), для которых установлены более жесткие, чем для пыли неорганической, нормативы содержания в атмосферном воздухе. Учет дисперсного состава при нормировании твердых частиц может привести к ужесточению нормативов выбросов для предприятий.

  1. Разработка и утверждение методик расчета выбросов загрязняющих веществ

Для обеспечения единой методологической основы и сопоставимости результатов расчетов выбросов ЗВ на федеральном уровне опреден общий порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов ЗВ, используемых для определения массы вредных веществ, поступающих в атмосферный воздух от типовых производств и технологических процессов. Полученные в результате расчета величины выбросов применяются для проведения инвентаризации и учета выбросов. Результаты инвентаризации используются для установления нормативов выбросов, исчисления платы за выбросы, осуществления производственного контроля и государственного экологического надзора, для проведения оценки воздействия на окружающую среду при подготовке проектной документации на строительство новых и реконструкцию действующих производств, при выполнении сводных расчетов загрязнения атмосферы отдельных населенных пунктов и регионов в целом, а также для подготовки данных о выбросах в рамках международных обязательств Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

В соответствии со статьями 5 и 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»  установление такого порядка относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 утверждены «Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками». Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации наделяется полномочиями по формированию и ведению перечня методик расчета выбросов (далее – «Перечень …») и должно  в течение 6 месяцев со дня вступления в силу данного постановления утвердить порядок формирования и ведения такого «Перечня …».

На начальном этапе формирования перечня предполагается включить в него по представлению Росприроднадзора действующие методики,  разработанные до вступления в силу настоящего постановления Правительства Российской Федерации, апробированные и используемые на основании экспертных рекомендаций для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1052 из полномочий Минприроды РФ была исключена функция по разработке и утверждению инструкций по определению состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в связи с чем, начиная с 2009 года и по настоящее время ведение Перечня расчетных методик осуществляется АО «НИИ Атмосфера» («Перечень методик, используемых в 2016 году для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» размещен на официальном сайте АО «НИИ Атмосфера»: http://www.nii-atmosphere.ru/PUBL/perechen_2016.pdf). Для включения в «Перечень …» специалистами института предварительно проводится экспертиза проектов расчетных методик по выбросам загрязняющих веществ. Также осуществляется тестирование соответствующих программных средств и формирование «Перечня программных средств по воздухоохранной деятельности».

Заключение

Сотрудниками АО «НИИ Атмосфера»  разработаны предложения к проектам нормативных правовых актов Правительства  Российской Федерации, необходимых для реализации норм Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», включая научно обоснованные аналитические материалы для разработки проектов таких актов.

Институт уже более 20 лет занимается разработкой методических документов для обеспечения государственной политики в сфере охраны атмосферного воздуха, выполняет научно-методическое обеспечение основных направлений  воздухоохранной деятельности, осуществляемой территориальными органами Росприроднадзора и природопользователями.

Оставить комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с условиями и политикой конфиденциальности