Навигация по сайту
Воздухоохранная деятельность

Требования законодательных и нормативных правовых актов по учету и регулированию выбросов парниковых газов в Российской Федерации

Автор: Головина Наталья Михайловна, заместитель начальника отдела научно-методических основ моделирования трансграничного переноса и учета национальных выбросов, АО «НИИ «Атмосфера»

Аннотация

Политика противодействия глобальному потеплению климата включает его смягчение за счет сокращения эмиссий парниковых газов, а также адаптацию к его воздействию. В Российской Федерации систематические и повсеместные наблюдения за выбросами парниковых газов по субъектам и организациям, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность, отсутствуют, что делает невозможным создание прозрачных механизмов регулирования (сокращения) выбросов парниковых газов. С целью решения данной проблемы в последнее время разработан ряд законов и нормативных правовых документов, направленных на организацию учета и регулирование выбросов парниковых газов в Российской Федерации. В настоящей статье представлен их краткий анализ.

Основными международными документами по климату являются:  Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) и Киотский протокол (Kyoto Protocol).

Рамочная Конвенция ООН об изменении климата РКИК ООН принята  в 1992 г. и является главным центром усилий во всем мире, направленных на борьбу с глобальным потеплением. Российская Федерация ратифицировала рамочную Конвенцию ООН об изменении климата в 1994 году.

Киотский протокол (КП) — международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в 1997 году. В Киотском протоколе впервые установлены обязательства по сокращению выбросов парниковых газов для  развитых стран и стран с переходной экономикой.  Россия ратифицировала Киотский протокол в ноябре 2004 года. Киотский протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года.

В Киотском протоколе Россия классифицируется как страна, включенная в Приложение I, т.е. государство, обязующееся снизить или стабилизировать выбросы парниковых газов. Первый период обязательств по Киотскому протоколу охватывал 2008-2012 гг. Обязательства России по Киотскому протоколу состояли в следующем:

  • Не превысить в 2008 — 2012 годах уровень выбросов парниковых газов базового 1990 года.
  • Создание, не позднее 2007 года, национальной системы для оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов.
  • Создание Национального регистра принадлежности, купли-продажи и передачи единиц учета выбросов парниковых газов.

Российская Федерация выполнила свои обязательства первого периода действия Киотского Протокола. Основными законодательными и нормативно правовыми актами Российской Федерации по первому периоду действия Киотского протокола являются следующие документы:

  • Федеральный закон от 04.11.1994 № 34-ФЗ «О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата» (принят ГД ФС РФ 14.10.1994).
  • Федеральный закон от 04.11.2004 № 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» (принят ГД ФС РФ 22.10.2004).
  • Приказ Росгидромета от 30.06. 2006 № 141 «Об утверждении порядка формирования и функционирования российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 215-р «О создании Российского реестра углеродных единиц».
  • Распоряжение Правительства РФ от 01.03.2006 № 278-р (ред. от 10.03.2009) «О создании российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, принятым в Монреале 16 сентября 1987 г.»
  • Приказ Минприроды России № 121, Минэкономразвития РФ № 148 от 07.05.2007 «Об утверждении Порядка формирования и ведения российского Реестра углеродных единиц» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2007 № 10033).
  • Постановление Правительства РФ от 15.09.2011 № 780 (в ред. от 29.06.2013) «О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» (вместе с «Положением о реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата»).

Российский реестр углеродных единиц предусматривает проведение операций по введению в обращение, хранению, передаче, приобретению, резервированию углеродных единиц, в том числе под проекты, осуществляемые в соответствии со статьей 6 Киотского протокола (т.е. проекты СО).

Общий уровень антропогенных выбросов парниковых газов с учетом землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства (ЗИЗЛХ) в 2013 году оставался на 42,8 % ниже выбросов 1990 года.

Первый период обязательств по Киотскому протоколу был успешно завершен, сокращение выбросов превысило заданные 5% (средний уровень выбросов за данный период в сравнении с 1990 г.).

Второй период обязательств начался в 2013 г. Во втором периоде Россия, Новая Зеландия и Япония участвуют без международных обязательств по выбросам парниковых газов.

Российская Федерация, являясь стороной Рамочной конвенции ООН об изменении климата, взяла на себя национальные обязательства по реализации последовательной политики и мер, направленных на снижение антропогенной нагрузки на климатическую систему.

Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2013 № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов» установлена цель по сокращению выбросов парниковых газов к 2020 году до уровня не более 75% от выбросов 1990 года. При этом определены следующие цели:

  1. обеспечить к 2020 году сокращение объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году;
  2. утвердить в 6-месячный срок план мероприятий по обеспечению установленного объема выбросов парниковых газов, предусмотрев в нем разработку показателей сокращения объемов выбросов парниковых газов, по секторам экономики.

В Российской Федерации в настоящее время формируется и развивается единая нормативно — правовая и методическая база корпоративной отчетности по парниковым газам для обеспечения функционирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов, которая базируется на следующих документах:

  • Распоряжение Правительства от 02.04.2014 № 504-р «Об утверждении «Плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году».
  • Распоряжение Правительства РФ от 22.04.2015 № 716-р «Об утверждении Концепции формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации».
  • Приказ Минэкономразвития России от 28.11.2014 № 767 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке показателей сокращения объемов выбросов парниковых газов по секторам экономики».
  • Распоряжение Минприроды России от 16.04.2015 № 15-р «Об утверждении методических рекомендаций по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации».
  • Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2015 № 807-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 02.04.2014 № 504-р».
  • Приказ Минприроды России от 30.06 2015 №300 «Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации».
  • Распоряжение Правительства РФ от 11.05.2016 № 877-р «Изменения, которые вносятся в план мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году».

План мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году, утвержденный Распоряжением правительства РФ от 2 апреля 2014 г. № 504-р (далее «План мероприятий»), включает в себя следующее:

  1. Формирование системы учета объема выбросов парниковых газов.
  2. Выполнение оценки и прогноза объема выбросов парниковых газов на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года, включая оценку потенциала сокращения объемов выбросов парниковых газов.
  • Меры государственного регулирования объема выбросов парниковых газов.

Разработанная в соответствии с пунктом 1 «Плана мероприятий», Концепция формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в РФ, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 22.04.2015 №716-р, определяет цели, задачи, принципы и этапы введения отчетности в организациях, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность.

Реализация Концепции будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2015 — 2020 годы в 3 этапа с постепенным охватом и вовлечением в нее различных регионов, секторов экономики и организаций. Пункты 3 и 4 «Плана мероприятий» явились основанием для разработки методических рекомендаций по оценке объемов выбросов парниковых газов в субъектах и в организациях, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность.

«Методические рекомендации по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах РФ», утвержденные Распоряжением Минприроды России от 16.04.2015 № 15-р, предназначены для использования уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для проведения инвентаризации объема выбросов парниковых газов один раз в год. Данные рекомендации включают оценки выбросов парниковых газов для секторов «Энергетика», «Промышленные процессы и использование продукции», «Сельское хозяйство» и «Отходы». Рекомендации включают оценки выбросов парниковых газов для тех категорий источников выбросов (видов деятельности), которые будут вносить наибольший вклад в совокупный выброс для большинства субъектов Российской Федерации.

В 2015 году разработаны «Методические указания и руководство по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в РФ» и утверждены Приказом Минприроды России от 30.06 2015 № 300.  Методические указания  предназначены для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории РФ, в результате которой происходят выбросы парниковых газов в атмосферу в количестве, превышающем установленное значение  на первом этапе  — 150 тыс. т CO2-экв. в год с 2017 года. На втором этапе (с 2018 г.) — всеми предприятиями с объемом выбросов более 50 тыс. т CO2-экв. в год.

Распоряжением Правительства РФ от 11.05.2016 № 877-р внесены новые изменения в План мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году. В план включены два новых мероприятия:

  • разработка методики определения косвенных выбросов ПГ (сейчас в методике Минприроды России этого нет, там только прямые выбросы);
  • разработка концепции закона о государственном регулировании выбросов ПГ.

АО «НИИ Атмосфера» (http://www.nii-atmosphere.ru), являясь ведущим научно-исследовательским институтом в области воздухоохранной деятельности со штатом высококвалифицированных специалистов, начиная с 2001 года проводит работы по инвентаризации выбросов парниковых газов в атмосферу и имеет многолетний опыт по оценке выбросов парниковых газов от предприятий, городов и регионов Российской Федерации.

Оставить комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с условиями и политикой конфиденциальности