Навигация по сайту
Лесная промышленность

Позиция Координационного комитета FSC России по учету требований Решения 65 Генеральной ассамблеи в новой версии национального стандарта по лесоуправлению

Малонарушенные лесные территории (МЛТ) являются лесами высокой природоохранной ценности, их сохранение должно быть безусловным приоритетом FSC. Координационный комитет FSC России приветствует усиление и конкретизацию требований со стороны Генеральной ассамблеи по сохранению МЛТ сертифицированными компаниями. Мы уверены, что такие требования должны быть соответствующим образом усилены и конкретизированы в разрабатываемой новой версии национального стандарта, должны стимулировать держателей сертификата к активному и безотлагательному совершенствованию лесоуправления с целью сохранения МЛТ. Это позволит не только сохранить наиболее значимые высокие природоохранные ценности (ВПЦ) лесов России, но и обеспечить рост доверия к сертификации заинтересованных сторон и потребителей, что является залогом ее успешного развития.

Вместе с тем, требования национального стандарта по лесоуправлению должны быть реалистичны для выполнения большинством компаний, на территориях аренды которых преобладают МЛТ. В противном случае, это приведет к массовой потере сертификатов и отказу от сертификации там, где в России она наиболее необходима как инструмент продуктивного взаимодействия заинтересованных сторон и лесопромышленных компаний. С резким уходом FSC из МЛТ высок риск быстрой утраты наиболее ценных и продуктивных их частей из-за рубок несертифицированными компаниями. Кроме того, высок риск возникновения социально-экономической нестабильности при утрате сертификатов крупными компаниями. Следствием этого могут стать серьезные угрозы для существования FSC в России в целом, особенно на фоне неблагоприятного общественно-политического климата. До детальной оценки этих рисков, принятие жестких безальтернативных требований в национальном стандарте в таких условиях представляется опрометчивым.

Сертификация по схеме FSC является для потребителей на экологически чувствительных рынках гарантией экологической и социальной ответственности компаний, при этом органы государственной власти и управления должны быть заинтересованы в ее развитии, как фактора стимулирования российского лесного экспорта. Наиболее конструктивным решением проблемы сохранения МЛТ на территориях аренды сертифицированных компаний представляется сохранение их наиболее ценных частей в форме особо охраняемых природных территорий (ООПТ) или участков с другим статусом (например, участков Национального лесного наследия) исключающим возможность проведения в них рубок с целью заготовки древесины, что позволит компаниям соответствовать Решению 65. Для этого необходима поддержка этих решений со стороны органов государственной власти и управления. Еще в 2013 г. ведущими неправительственными экологическими организациями России достигнуто взаимное понимание, что в исключительных случаях, если полный отказ от рубок в МЛТ не возможен по социально-экономическим причинам, деятельность должна вестись с максимальными природоохранными ограничениями, а доля в площади МЛТ, которая будет полностью выведена из хозяйственного использования, должна составлять не менее 50% http://www.wwf.ru/about/positions/forest. Кроме того имеется понимание, что пороговое значение в исключительных случаях может быть снижено до 30 %, если компания заняла активную позицию и приложила усилия, добившись создания на выведенной из лесопользования части МЛТ особо охраняемой природной территории. С учетом этого, конструктивная позиция органов государственной власти и управления в отношении создания ООПТ или придания наиболее ценным МЛТ статуса Национального лесного наследия особенно важна.

Одни лишь меры запретительного характера недостаточны для сохранения МЛТ. В качестве альтернативы рубкам в МЛТ необходимо развитие интенсивного лесного хозяйства в освоенных лесах. В настоящее время на лицо отсутствие стимулов для долгосрочных инвестиций со стороны компаний в затратные мероприятия по формированию хозяйственно ценных насаждений, срок окупаемости которых превышает несколько десятков лет, такие как грамотные рубки ухода в молодняках. Тем не менее, проработка вопроса стимулирования перехода держателей сертификатов на интенсивную модель лесного хозяйства и вопросов сохранения биоразнообразия и других ВПЦ в проекте нового национального стандарта представляется недостаточной. Такие меры в рамках добровольной сертификации особенно важны в отсутствие достаточных стимулов со стороны органов государственной власти и управления.

В связи с этим Координационный совет рекомендует:
FSC International перенести сроки реализации Advicenote по Решению 65 на 6 мес. с целью создания возможностей для дополнительных консультаций с держателями сертификатов по лесоуправлению и заинтересованными сторонами по новой версии национального стандарта, учету их интересов при его разработке;

  • изучить возможность пересмотра Решения 65 на основе национальных подходов к сохранению МЛТ, в том числе, по толкованию термина vastmajority, статусу уже достигнутых договоренностей (мораторных соглашений) по сохранению МЛТ между держателями сертификатов по лесоуправлению и заинтересованными сторонами.

FSC России обеспечить более полно учет мнения сертифицированных компаний при разработке новой версии национального стандарта, включая более активное проведение разъяснительной работы по требованиям Решения 65 и их последствиям, в рамках этого провести не менее 3-х крупных региональных обсуждений, в том числе на Дальнем Востоке, Северо-Западе (c участием компаний и др. представителей Урала) и в Сибири с приглашением всех держателей сертификатов, в аренде которых имеются МЛТ, органов управления лесами и заинтересованных сторон в сроки, позволяющие учесть предложения в новой версии национального стандарта;

  • Провести рабочие встречи с Гринпис России по уточнению их позиции в отношении пороговых значений по сохранению МЛТ, отраженных в проекте национального стандарта и по вопросам Решения 65;
  • Обеспечить включение в новую версию национального стандарта требования по разработке и публикации держателями сертификатов по лесоуправлению, в аренде которых имеются МЛТ, планов по переходу на интенсивное устойчивое лесное хозяйство в освоенных лесах с целью снижения зависимости от ресурсов древесины из малонарушенных лесов, предусмотреть публичную отчетность по реализации таких планов на практике;
  • В новой версии национального стандарта сформулировать требования по сохранению биоразнообразия и других ВПЦ при ведении интенсивного лесного хозяйства;
  • Конкретизировать в новой версии национального стандарта требования по ландшафтно-экологическому планированию при лесохозяйственном освоении МЛТ и «щадящим» методам ведения лесного хозяйства в осваиваемых частях МЛТ (включая региональные подходы к зонированию МЛТ с целью выделения зон строгой охраны и к особенностям ведения лесного хозяйства в осваиваемых частях);
  • В партнерстве с держателями сертификатов по лесоуправлению и заинтересованными сторонами инициировать независимое исследование по анализу ситуации с лесообеспечением 3-4 крупных FSC сертифицированных предприятий и возможности реализации ими нижних пороговых значений сохранения МЛТ (не менее 30%, если компания прилагает усилия, обеспечившие создание на выведенной из лесопользования части МЛТ особо охраняемой природной территории, не менее 50 % при условии освоения оставшейся части с максимальными природоохранными ограничениями и не менее 80 % в остальных случаях), отраженных в новой версии национального стандарта;

FSC России, держателям сертификатов по лесоуправлению, заинтересованным сторонам усилить взаимодействие с органами управления лесами федерального уровня (например, через рабочие группы Общественного совета, прямые обращения в Минприроды России) для создания дополнительных механизмов по обеспечению возможности реализации ответственными лесопользователями нижних порогов сохранения МЛТ – в частности, Национального лесного наследия;

  • усилить взаимодействие (например, путем инициирования создания рабочих групп при региональных органах исполнительной власти) с органами государственной власти и управления регионального уровня для создания региональных особо охраняемых природных территорий (ООПТ), что особенно актуально в канун Года ООПТ (2017 г.)

Держателям сертификатов по лесоуправлению принимать более активное участие в разработке нового национального стандарта FSC по управлению лесами, особенно в части новых требований в отношении МЛТ; активно участвовать в международной деятельности FSC, в том числе в разработке и обсуждении новых инициатив и решений, принимать участие в голосовании;

  • Провести инвентаризацию лесного фонда, разработать (совместно с заинтересованными сторонами) и внедрить в практику планы по переходу на интенсивное устойчивое лесное хозяйство с целью снижения зависимости от ресурсов древесины из малонарушенных лесов;
  • Осуществить (совместно с заинтересованными сторонами) качественное ландшафтно-экологическое планирование для участков малонарушенных лесов, исключение которых из лесохозяйственного освоения не представляется возможным в силу социальных ограничений и осуществлять на этих участках лесопользование с максимальными природоохранными ограничениями

Источник: www.ru.fsc.org/ru-ru

Оставить комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с условиями и политикой конфиденциальности